Счетная палата поучила ФТС считать
Счетная палата проанализировала деятельность таможенной службы по формированию и исполнению собственных стратегических документов. Результаты не обнадеживают. Все дело в неверном целеполагании и показателях, которые либо не ведут к намеченным целям, либо легко достижимы без заметных усилий, считают аудиторы.
Внимание Счетной палаты привлекло то обстоятельство, что, не смотря на позитивные достижения ФТС за последнее время, изменений оказалось недостаточно, чтобы выйти на запланированные позиции в рейтинге Doing Business. В частности, ФТС оценивает скорость совершения таможенных операций только по тем товарам, в отношении которых не выявлены риски. Однако доля таких товаров в импорте за последние пять лет колебалась в промежутке от 9% до 49%, т.е. даже меньше половины декларационного массива, что вело к искажению фактической оценки сроков таможенного оформления. Например, среднее время оформления «безрисковой» импортной поставки составило в 2018 году 1,32 часа, а «рисковой» – 26,9 часа. Как говорится, почувствуйте разницу.
В итоге аудиторы пришли к «сенсационному» выводу: «позиция Российской Федерации в рейтинге демонстрирует корреляционную зависимость с удельным количеством ДТ, по которым выявляются риски, и временем их таможенного оформления. Чем больше ДТ, по которым выявляются риски, оформляется в отчетном периоде, тем хуже позиция России в рейтинге».
Счетная палата также обратила внимание, что возможность обеспечения права декларантов подать таможенную декларацию на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров («удаленный выпуск товаров») только для участников ВЭД низкого уровня риска не соответствует содержанию мероприятия «дорожной карты».
Второй большой вывод – это констатация провала Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, одобренной решением Коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года. Про нее в последнее время вообще как-то подзабыли (ну или подзабили, проще говоря), но документ такой есть, есть соответствующие планы, есть определенные показатели.
СП посчитала, что количество закрытых СВХ в регионах деятельности пограничных таможенных органов за анализируемый период более чем в 2,5 раза превышает количество открытых, а во внутренних таможенных органах, наоборот, за этот же период было открыто больше СВХ, чем закрыто (открыто 234, закрыто 214). Из восемнадцати открытых в период реализации Концепции ТЛТ в регионе деятельности пограничных таможенных органов к 2020 году было закрыто семь. Иными словами, доля товаров, оформленных в пограничных таможнях, в сравнении с общим стоимостным объемом ввоза товаров стабильно снижается и, соответственно, растет доля товаров, оформленных во внутренних таможнях. Т.е. цели Концепции не были не только не достигнуты, но и не увязаны с иными программными документами ФТС, разработанными позднее.
В качестве компромисса Счетная палата предложила продолжить работу по созданию ТЛТ в регионе деятельности пограничных таможенных органов, в которых могли бы размещаться товары, находящиеся под таможенным контролем, до завершения их таможенного оформления электронными таможнями. И если таможенники прислушаются к этой идее, то в развитии таможенной службы может начаться очередной крутой поворот.
Аудиторы отметили также низкий уровень исполнения таможней ряда показателей, предусмотренных федеральными планами и программами, в том числе разработанными во исполнение майских указов президента. При этом, анализ исполненных показателей показал, что их плановые значения изначально были легко достижимы, а некоторые даже были превышены многократно, при этом ФТС не сочла нужным их скорректировать. Например, на момент утверждения Детального плана по «дорожной карте» «Совершенствование таможенного администрирования» было исполнено 23,6 % запланированных мероприятий.
Но главный вывод СП все же в том, что документы, определяющие развитие таможенной службы, не только дублируют друг друга, «в них отсутствует общая цель, соответствующая документам стратегического планирования Российской Федерации, наличие которой позволяло бы говорить об интеграции вектора развития таможенной службы в общую систему целеполагания Российской Федерации. Кроме того, исполнение мероприятий, предусмотренных стратегическими документами развития таможенной службы, не всегда может обеспечить решение определенных задач, а достижение контрольных показателей не гарантирует достижение целей стратегических документов».