Внешняя торговля в первом квартале. Первые итоги
Итак, первый квартал закончен, в компаниях и ведомствах начали подводить первые итоги. Так уж случилось, что о результатах внешней торговли за этот период мы узнаем от ФТС только в середине мая, но некоторые разрозненные цифры уже дают некоторое представление о том, что коллапса не случилось.
Итак, первый наш индикатор – таможенные сборы. ФТС сейчас на втором месте после ФНС по формированию доходной части федерального бюджета. Прогнозное задание для ФТС установлено в размере 5 трлн 343 млрд рублей. За I квартал 2020 года сумма перечислений в федеральный бюджет составила 1 трлн 187,88 млрд рублей, или 22% от плана. Это на 9,25% меньше, чем было собрано за аналогичный период 2019 года. С учетом того, что годовой план на 2020 год меньше прошлогоднего на 6,73%, то ничего страшного пока не произошло. Катастрофа с ценами на нефть должна была бы подкосить март, но он оказался лучше, чем все марты за последние пять лет: таможнями было перечислено в бюджет 465,55 млрд рублей таможенных пошлин и налогов. Это на 3,8% больше, чем в марте 2019 года, и на 27,4% больше, чем в феврале. Впрочем, как известно, нефтяники платят пошлины авансом, и картина станет яснее уже в апреле.
Вторая цифра, имеющаяся в открытых данных – это недавно опубликованная статистика за январь и февраль. Итак, по данным ФТС в январе-феврале 2020 года внешнеторговый оборот России составил $93,5 млрд. и по сравнению с январем-февралем 2019 года сократился на 7,9%. При этом сальдо сложилось положительное в размере 24,9 млрд. долл. США, что на 25% меньше, чем в январе-феврале 2019 года. Основная причина - снижение экспортных объемов на 12,7% до $59,2 млрд., а в структуре экспорта 63,4% - это товары ТЭК.
Третий индикатор - данные по импорту из стран дальнего зарубежья, доля которого в общем импорте почти 90%. Они уже есть полностью за квартал. По опубликованным таможенным ведомством данным, импорт в РФ из дальнего зарубежья в январе-марте 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года почти не изменился, снижение составило 0,1%, до $47,275 млрд. Март по сравнению с февралем вырос на 8,7%. Показали рост основные группы импортных товаров: химия - на 14%, оборудование и машины – на 11,2%, продовольствие и сырье – на 5,6%. Провалился импорт обуви и одежды – на 11,9%.
Основной наш торговый партнер – это Китай. Коронавирус оказал сильное влияние на экономику Китая. Данные по торговле Китая за январь и февраль свидетельствуют о снижении товарооборота на 11%. Но не смотря на это, товарооборот с Россией вырос на 5,6%, достигнув до $17,1 млрд, правда, в основном за счет роста российского экспорта. Китайский импорт за этот же период упал на 15,4%. Сейчас китайские власти заявляют о почти полном восстановлении работы предприятий, ориентированных на экспорт.
Для участников ВЭД квартал закончился в целом неплохо. Провалы в экспорте коснулись немногих, а импорт остался на прежнем уровне. Грузы идут, границы открыты, таможенное оформление происходит без задержек. Что касается дальнейшего развития ситуации, то тут, конечно же, все зависит от того, как пройдут переговоры в рамках ОПЕК+ и как на это отреагирует рубль.